История бани


Древнеримские термы

Истоки

Приветствуя друга, китаец обычно спрашивал: «Ел ли ты?», перс от души желал: «Будь всегда весел!», а римлянин интересовался: «Как потеешь?».

Несомненно, ни в одной стране «банная индустрия» не получила такого размаха, как в Древнем Риме. И нигде не приобрела такой продуманной четкой системы.

Было время, когда в Древнем Риме строили только частные, домашние бани. Такую баню могли позволить себе лишь люди с достатком непосредственно при доме. Небольшая раздевальная вела в жарко натопленную комнату — тоже небольших размеров, — где собственно и происходила «банная процедура». Считалось, что по-настоящему жарко может быть только в… темной бане.

Со временем частные бани становились комфортабельнее, роскошнее. Жалким бедняком считал себя тот, у кого на стенах бани не сверкал драгоценный мрамор, вода не лилась из серебряных кранов и солнце круглый день не заливало ее через огромное окно. Так нужда в гигиенической и полезной для здоровья процедуре все возрастала, но, по-прежнему, баню мог позволить себе далеко не каждый. Тогда, начиная с III века до н.э., стали строить общественные бани. Поначалу такие бани не отличались особым комфортом. К концу I века до н.э. в Риме уже насчитывалось более 150 общественных бань, а к IV веку н.э. их уже было около тысячи.

Впервые в лечебных целях баню стали использовать во II в до н.э. Выдающийся римский врач того времени Асклепиад говорил: «Больной обязан выздороветь, если его врачи — чистота, умеренная гимнастика, потение в бане, массаж, диета и прогулки на свежем воздухе». Тогда впервые врачи стали замечать, что «банная процедура» улучшает кровообращение и этим самым повышает жизненный тонус.

Термы

В Помпее были бани — Форумские и Стабиевы. У Форумских сохранилась надпись, свидетельствующая о том, что они сооружены магистратом на его средства. Перед входом — небольшой парк, в котором можно было поиграть с мячом, заняться гимнастикой и отдохнуть после «банной процедуры». В Стабиевых банях — большая спортивная площадка по образцу греческих палестр.

Помпейские бани — обычные, не очень большие, каких у римлян было множество. Вы входите в раздевальню — аподитерий (от греческого «снимаю») — продолговатая комната со сводчатым потолком и лепными украшениями. На полу — цветная радуга мозаики. По стенам — полки для одежды. В нише окна внушительная маска Нептуна.

Из аподитерия можно пройти в бассейны — фригидарий (с холодной водой) или в тепидарий (с теплой). Бассейн небольшой — диаметр около 4.5 метра, а глубина всего 1.3 метра. Опускались в эту купель по ступенькам. Фригидарий находился под голубым куполом, на который падали солнечные лучи. Ощущение такое, будто находишься не под крышей, а под голубым небом, в цветущем саду, ибо стены бассейна выложены мозаикой с изображениями цветов и деревьев, между которыми порхают птицы.

Из аподитерия еще один ход — в горячее помещение, где любители бани начинали постепенно потеть. Интересно, что помещение разогревалось почти так, как в наших небольших банях и финских саунах. В углу печь-жаровня. На бронзовой решетке — камни, внизу — раскаленные угли.

Разогревшись, переходили в наиболее горячую комнату — кальдарий. Это, так называемая, влажная баня. В кальдарии посетителя уже по-настоящему прошибал пот. Но все здесь было оборудовано с таким расчетом, чтобы избежать духоты. Четыре окна то и дело открывались настежь, освежая помещение. По сводчатому потолку кальдария шли поперечные желобки, которые, в свою очередь, переходили в более мелкие ответвления. Так, образовавшаяся из горячего пара, вода собиралась в одно место и уходила в канализацию. В конце кальдария, в нише на возвышении, словно на троне, огромный металлический таз диаметром в 2.5 метра. Над ним голубой купол, символизирующий небо. На куполе рельефный орнамент — крылатые девы парят в высоте. В кальдарии душ-фонтан и много тазов различного размера для мытья. Кто желал, мог понежиться в огромной ванне из белого мрамора, длиной почти в 5 метров. Кальдарий разогревался горячим воздухом, который шел по трубам, под полом и в стенах.

Любовь к бане у римлян стала всеобщей. Тогда стали сооружать гигантские бани — термы. К крупному строительству римляне были подготовлены: еще в конце III века до н.э. научились применять цемент.

Термы Каракаллы

Один из историков пишет, что термы по своим размерам напоминали города. Термы занимали 12 гектаров, вмещали одновременно 2500 человек. Римские владыки, стремясь завоевать популярность, строили бани, без которых жители города не мыслили свою жизнь. Термы Каракаллы, что неподалеку от Колизея, сохранились лучше других. Схематически их устройство таково: вестибюль, большой зал — тепидарий — для потения, парилка сухого жара, гимнастический зал, библиотека и буфет. К термам примыкали стадион и спортивный зал.

Римские бани и спорт были неразрывно связаны. Светоний (ок. 69-141 н.э.) в своем «Жизнеописании двенадцати цезарей» рассказывает, что перед тем, как войти в терму, занимались различными упражнениями. Император Август (63 г. до н.э. — 14 г. н.э.) любил потеть перед открытым огнем, потом окатывался холодной водой. Светоний сообщает о том, что Август сочинял веселые эпиграммы и зачастую деле это в бане, а перед баней по нескольку часов упражнялся с мячами — набивными и надувными. Император Веспасиан (9-79 гг. н.э.) «вставал рано, еще до свету, прочитывал письма и доклады от всех чиновников. Из спальни шел в баню, а потом к столу: в это время, говорят, всего добрее и мягче, и приближенные старались этим пользоваться, если имели какие-нибудь просьбы».

«Брошу я мяч, и с Марсова поля направлюсь я в баню». Это строки Горация (65-8 гг. до н.э.) На Марсовом поле возвышались термы Агриппы, они были сооружены в Риме самыми первыми. Здесь же, в излучине Тибра, среди пышных садов и огромных цветочных клумб — спортивные площадки. Играли в, так называемый, харпастум — прообраз нынешнего футбола. Кроме того, метали диск, фехтовали, мчались на колесницах. Но вот состязания подходили к концу, и все устремлялись в терму.

Дробь барабана возвещала об открытии терм, куда римляне спешили, как на праздник. По желанию заходили в помещение с сухим или влажным паром. Процедура продолжалась 5-8 минут. Затем переходили в залу, где обдавали себя теплой или холодной водой. Иные же сразу ныряли в бассейн с холодной водой. Потом довольно длительный уход за кожей. Ее очищали специальными деревянными скребками. У состоятельных людей они были из слоновой кости или зубов гиппопотама. Культ массажа — растирались ароматными бальзамами и маслами.

При термах — множество служителей. Одни следили за печью, поддерживали в банных помещениях необходимую температуру. Другие натирали тела клиентов лебяжьим пухом. Третьи массировали. Среди служителей бань были даже «вырыватели волос», причем проделывали это без боли. Особым искусством отличались мозолисты: римляне ходили в открытых сандалиях и стремились, чтобы ноги их были безупречно ухоженными.

Римские термы отличались бесподобной роскошью. Достаточно сказать, что рукомойники делали из серебра, а иногда и из золота. В термах Диоклетиана одних мраморных кресел было две с половиной тысячи! В сооружении этих терм участвовало 40 тысяч строителей.

Бассейны в банях были выложены прекрасным мрамором, какой редко встретишь и в храмах. Умопомрачительной роскошью отличалась баня Клавдия Этруска. Ее залы были выложены толстыми плитами самых причудливых цветов. Искусственные водопады, журчание воды, скатывающейся по ступеням, успокаивали и навевали приятные мысли.

Термы Антонина в Карфагене

В термах делали оригинальные приспособления. Например, ванны подвешивали на огромных цепях к потолку. Тот, кто находился в ванне, раскачивался, как на качелях. Дошло даже до того, что Поппея Сабина, жена императора Нерона, купалась в… молоке породистых ослиц. Для этого служители термы держали 500 этих своенравных животных, доставлявших немало хлопот. Когда Поппея отправлялась в путешествие, вслед за ней перегоняли с место на место и стадо ослиц.

Необъятны были просторы Римской империи. Куда бы ни приходили римские легионеры — в Галиию (нынешняя Франция), Британию, Германию, Малую Азию, Сирию, на берега Дуная и к африканским пескам, — везде они строили термы. Кстати, нынешние знаменитые водолечебные курорты Карловы Вары и Виши были известны еще в древнеримские времена. Они, собственно, и возникли на месте терм.

Первые водопроводы

Источники древнеримских водопроводов находились в горах. Иногда за несколько десятков километров от города. Зачастую приходилось вести трубы через ущелья, глубокие овраги, реки. И тогда строили акведуки — прочные каменные мосты.

Первый водопровод был сооружен в 312 г. до н.э. Его назвали Аппиевым, в честь руководившего этим проектом цензора Аппия Клавдия. Протяженность этого водопровода была свыше 16 километров. Второй водопровод, построенный спустя 40 лет, имел длину 70 километров! Такой же по размеру был и третий, Марциев, водопровод, подающий воду жителям Рима и в наши дни. Славился также водопровод Девы, названный так по легенде. Эта легенда гласила о том, что при строительстве долго искали подземный ключ, от которого вести водопровод. И вот мимо строителей прошла девушка необыкновенной красоты. Она и показала, где находится ключ. Вода была приятной на вкус, необыкновенно чистой и, как оказалось, целебной. Водопровод Девы (он, как и Марциев, существует поныне, вода его славится; ею даже угощают приезжих туристов) снабжал термы и заполнял искусственное озер, в которое окунались любители банного жара.

В конце I века н.э. в Риме было уже 11 водопроводов и 600 фонтанов. Протяженность одних лишь водопроводных мостов равнялась 50 километрам.

Чтобы провести водопровод к себе в дом, требовалось разрешение… самого императора. Специальным эдиктом император Август строго регламентировал, на каком основании могут пользоваться водопроводом для своих домов частные лица. Обычно же римляне покупали воду у водоносов или сами набирали ее у ближайших фонтанов. Но несмотря на строгости с распределением воды в частные дома, кое-кто шел на всякие хитрые уловки. Промышляли так называемые сверлильщики — водяные воры. За довольно солидную мзду они тайком просверливали в общем водопроводе отверстие и делали под землей незаметный отвод в тот или иной дом. Говорили, что таких тайных водопроводов было больше, нежели официально разрешенных.

В феодальной Западной Европе водопроводы стали появляться в XII-XIII веках в виде открытых лотков: вода из ключей текла по деревянным или каменным трубам. На Руси такие водопроводы появились раньше, еще в XI веке. Так, на территории княжеской усадьбы Ярославова дворища, археологи раскопали самотечный водопровод. Из ключей — они бьют и поныне — вода по трубам, изготовленным из толстых сосновых бревен, шла в усадьбу. Колена труб мастерили так: бревно распиливали вдоль, затем выдалбливали и наглухо вновь соединяли, а затем обертывали, словно изоляционным материалом берестой. Новгородский водопровод — древнейший в Европе. В Париже первый самотечный водопровод построен в конце XII века, в Лондоне — в XIII веке, а в Нюрнберге (Германия) — и того позже в XV веке.

Подготовка первых бань

Чтобы создать в небольших банях сухой жар, топили древесным углем. А если хотели более влажную атмосферу, пускали в ход обыкновенные дрова. Древнеримские авторы упоминают о бездымных дровах для бани. Приготовляли такие дрова различными способами. Сушили их над большим огнем, но на некотором расстоянии от него, так, чтобы дрова не обугливались. Другой способ. Сняв с дерева кору, мочили ее в воде, а затем высушивали. Третий — самый дорогой, но, как отмечают, наиболее верный способ приготовления бездымных дров: смачивали их в отстое оливкового масла, а затем сушили на солнце.

Разные были вкусы у римских «парильщиков». Были, как и в наше время, приверженцы высокой температуры. Тогда обогревали не только пол бани, но и стены — там тоже проходили выложенные черепицей обогревательные трубы. Иногда в стенах делали отверстия, из которых горячий воздух шел непосредственно в кальдарий. Собственно, тот же принцип центрального отопления. Но по трубам шла не вода, а горячий воздух. Отапливали гигантские термы… нефтью.

Секрет весьма продуманной подземной системы центрального отопления римских бань пока еще полностью не открыт. В общих чертах эта система выглядела так. Возле помещения бани складывали круглую или четырехугольную печь со сводами. От печи в подвальные помещения шли подземные каналы. А отсюда — к полу. Вначале пол укладывали кирпичными плитами, затем заливали раствором песка с известью, усыпали мелким булыжником. Верх пола покрывали мраморными плитами. Благодаря такому многослойному устройству, пол в бане прогревался, хотя и медленно. Зато долго сохранял тепло (и не обжигал у любителей бани ног, как это подчас бывает в наших парных).

Чем же мылись древние римляне? Ведь, например греки, еще не знали, что такое мыло. Во всяком случае, в таком весьма достоверном бытоописании жизни эллинов, как поэмы Гомера, мы узнаем, что для мытья тела пользовались песком. Но это был особый, очень мелкий песок. Его специально доставляли в Элладу из Египта, с берегов Нила. А у самих египтян мыло заменяла паста из пчелиного воска, которую они перемешивали с водой.

Римляне усовершенствовали способы изготовления мыла, стремясь сделать его более доступным. В ход пошли древесная зола и сода. Римляне переняли у финикийцев изготовление мыла из козьего сала и буковой золы. Но как ни старались римские гигиенисты, им не удалось сделать мыло таким доступным, как в наши дни. Брились и стирали белье римляне по-прежнему, не используя мыло.

На Руси варили мыло с давних времен. И в домашних условиях, и в специальных мастерских. До наших дней дошла старая поговорка: «Сало было, стало мыло». Потому, что для изготовления мыла использовали говяжье, баранье, свиное сало. Правда, добавляли растительные масла, например льняное. Целые деревни занимались «поташным промыслом» — так называли производство мыла. Далеко за пределы нашей страны шла слава о валдайских и костромских мастерах мыловарения.

О добрых традициях русской бани

Первые бани на Руси

История русской бани уходит в седую древность. Геродот, странствуя по белу свету, побывал и на территории нашей страны — в Северном Причерноморье и в устье Днепро-Бугского лимана. Историк пересказывает легенду, услышанную им в причерноморских степях. О том, что здесь некогда появился греческий герой Геракл. У него было три сына — Агафирс, Гелон и Скиф. Однажды Геракл предложил сыновьям натянуть могучий лук, с которым, кроме него, никто не мог совладать. Только один Скиф — младший из братьев — сумел выполнить повеленье Геракла. Так Скиф стал владыкой причерноморских степей. В скифском кургане, что близ Никополя на Днепре, найдена серебряная ваза с изображением людей богатырского вида, обуздывающих степных коней.

Геродот рассказывал о банях, которыми пользовались эти сильные, могучие люди. Устанавливали три жерди, верхними концами наклоненные друг к другу, и обтягивали их затем войлоком. Потом бросали в чан, поставленный посреди этой хижины, раскаленные докрасна камни. Взяв конопляное семя, залезали в эту войлочную баню и бросали его на раскаленные камни. От этого, замечает историк, поднимался такой сильный пар, что никакая эллинская баня не сравняется с той, какую он видел в степи. Наслаждаясь ею, скифы вопили от удовольствия. От Геродота мы узнаем о том, что скифы после погребения покойника очищали себя парной баней. Скифские женщины растирали на шероховатом камне, подливая воды, куски кипариса, кедра и ладана. Этим жидким тестом с приятным запахом обмазывали все тело, а когда на следующий день смывали этот слой, оно становилось чистым и блестело.

Баня упоминалась и в восточнославянских мифах: ее почитали даже боги, и с баней связывалось происхождение человека. Византийский историк Прокопий Кесарийский (ок. 500-565 гг.) пишет, что баня сопровождала древних славян всю жизнь: здесь их омывали в день рождения, перед свадьбой и после смерти.

О русской бане упоминается в летописях X-XIII веков. Ее называли мовь, мовня, мовница, мыльня, влазня или просто баня. В Древней Руси побежденные племена даже платили дань… березовыми вениками.

Много любопытного узнаем у Нестора (XI — нач. XII в.), этого, можно сказать, первого русского писателя, в его «Повести временных лет», «Се повести временных лет, откуда есть пошла Русская земля…»

Есть в летописи строки и о бане. В Великом Новгороде легендарный апостол Андрей, путешествуя по разным странам, увидел деревянные бани, где люди, обнажившись, били себя вениками и под конец окатывали себя холодной водой. «…И возмут на се прутье младое и бьют ся сами… И обдаются водой студеною… И то творят мовенье собе, а не мученье».

Во времена, о которых повествует летопись, у восточных славян еще не было городов. Значит, речь идет о V-VI веках.

А вот своеобразный отклик уральского поэта Алексея Домнина на эти «банные» строки первой русской летописи:

«…До надменного Рима добрел он водою и посуху, был у персов и скифов и в гиблых варяжских местах.

Но особо скорбел, опираясь на старческий посох, в новгородской земле седовласый воитель Христа: «Видел бани древены… И как их нажарят румяно, от одежд сволокутся и, взяв молодое прутье, так исхлещут себя, что выходят почти бездыханны, и остудят водой истомленное тело свое. И опять оживут, не мовенье творят, а страданье для себя эти люди, забытые богом в глуши»… Так поведал апостол, с него начинались преданья о загадочных свойствах веселой славянской души. А в душе той и вправду ни ржавчины нет, ни смятенья, как румяная баня, она горяча и добра. Так издревле ведется: большую работу затеяв, с чистым телом и помыслом вступают в нее мастера. Век иной на земле и другие заботы и ритмы. Сыновья покоряют неведомый звездный простор, но я в русскую баню вхожу, как входили в молитву, и с березовым веником жаркий веду разговор!»

Упоминает Нестор и походе Олега в Константинополь. В договоре с Византией говорится о праве русичей пользоваться местными банями. «И да творят мовь елико хотят».

Русь подхватила византийские, а следовательно, и античные традиции, особенно Древней Эллады. До русских людей доходили медицинские воззрения Гиппократа и Галена. Печерские монахи, прослышав о пользе бани, стали устраивать их для лечебных целей, но на русский самобытный манер. В уставе великого князя Владимира (966 г.) бани именовались заведениями для немогущих. В 1091 г. переяславский епископ Ефрем, ставший впоследствии Киевским митрополитом, заводил бани, своеобразные лечебницы — быть может первые на Руси. Врач-монах Киево-Печерского монастыря Агапит исцелял больных травами и парной баней.

Внучка киевского князя Владимира Мономаха Евпраксия (первая половина XII в.) еще в детские годы увлеклась народной медициной. Готовила из целебных трав снадобья и пользовала больных — и знатных людей и простых крестьян. «Леками людям добро делала». За что и прозвали ее Добродеей. Случилось так, что по обычаям того времени 15-летняя княжна была просватана за византийского царевича Алексея Комнина. Так Евпраксия оказалась в Царьграде, где ее нарекли новым именем — Зоя. Царевна с еще большим рвением занялась врачеванием. Прониклась воззрениями Гиппократа и Галена. Зоя-Евпраксия оставила после себя медицинские рецепты, многие из которых были почерпнуты из народной медицины Руси. «О том, как зубы белыми сделать. О лечении внутренних и внешних болезней и чистоте, без которой не быть здорову». И о русской бане — «бодрит тело и веселит душу».

В своем «Описании Московии» немецкий ученый Адам Олеарий (1603-1671) сообщает, что в России нет ни одного города, ни одной деревни, в которых бы не было парных бань, общественных или частных. «Русские могут выносить чрезвычайный жар. Ложась на банных полках, велят себя бить и тереть свое тело разгоряченными березовыми вениками, чего я никак не мог выносить». Далее Олеарий пишет, что от такого жару русские делаются красные и обливаются холодной водой. Зимой же, выскочив из бани, валяются на снегу, трут им тело, будто мылом, и потом снова входят в жаркую баню. «Такая перемена противоположных деятелей благоприятствует их здоровью».

…Зима 1237 года. Внук Чингисхана Бату (Батый) — впоследствии предводитель Золотой Орды — добрался со своей конницей до Москвы. Его внимание привлекли бревенчатые срубы у реки, из которых валил густой пар. Люди стремглав выскакивали оттуда, бросались к ледяной проруби и окунались.

Вот что пишет об этом историк Василий Ян:

«Бату-хан метнул плетью на срубы: «Что делают эти безумцы?». «Эти домики называют «мыльни», — объяснил толмач. Там жители Мушкафы (так монголы называли Москву) бьют себя березовыми вениками, моются горячей водой и квасом, затем окунаются в проруби. Это очень полезно. Оттого урусуты (русские) такие сильные».

Как писал Карамзин, Дмитрий самозванец никогда не ходил в баню, поэтому жители Москвы считали его «не Русским».

Бани Петра I

Некто Берхольц, находившийся некоторое время при дворе Петра I, рассказывает, что русские люди умеют дать воде, которую льют на раскаленные печные камни, ту степень теплоты, какая необходима. «Вначале спокойно лежишь на полке, устланном соломой, сверху покрытой чистой простынью. Затем начинают парить березовыми вениками. Это необыкновенно приятно, потому что открывает поры и усиливает испарину. После энергично скребут пальцами по всему телу, чтобы отделить от него нечистоту, что также очень приятно. Затем берут мыло и натирают им все тело так, что нигде не остается ни малейшего следа грязи… Окачивают, по желанию, теплою или холодной водой. Чувствуешь себя как бы вновь рожденным…»

Сооружая на голландских верфях фрегат, Петр I жил жизнью простого плотника. Сам себе готовил пищу. Построил русскую баню, без которой не мыслил своего существования.

Рассказ, записанный со слов современника Петра I: «В 1718 году, в бытность Петра Великого в Париже, приказал он сделать в одном доме для гренадер баню на берегу Сены, в коей они после жару купались. Такое необыкновенное для парижан, по мнению их, смерть приключающее действие произвело многолюдное сборище зрителей. Они с удивлением смотрели, как солдаты, выбегая, разгоряченные банным паром, кидались в реку, плавали и ныряли. Королевский гофмейстер Вертон, находящийся в прислугах императора, видя сам сие купание, Петру Великому докладывал (не зная, что то делается по приказу государя), чтобы он солдатам запретил купаться, ибо-де все перемрут. Петр, рассмеявшись, отвечал: «Не опасайтесь, господин Вертон. Солдаты от парижского воздуха несколько ослабли, так закаливают себя русской баней. У нас бывает сие и зимой: привычка — вторая натура».

Петр I не только чтил русскую баню, но был организатором первых водолечебных курортов в России. Посетив знаменитые европейские курорты: Баден-Баден (в отрогах Шварцвальда ванны из естественного пара минеральных источников), Карлсбад (нынешние Карловы Вары), Пирмонт, Спа, Петр распорядился разыскивать «лечительные воды» в российских землях. Так, «молотовый работник» Кончезерского завода Иван Рябоев открыл возле Олонца, что в Карелии, «марциальные воды». Так как вода источника оказалась железистой, ее назвали марциальной — в честь Марса — бога войны и железа.

Агатовы комнаты, Холодные бани
Еще с петровских времен в России почиталась античная культура. Возводились сооружения в стиле Древней Эллады и Рима. И термы в том числе. В городе Пушкино (бывшее Царское село) в помещениях Большого дворца находится, так называемая, Холодная баня. Это копия римских терм, «в древнем вкусе времен Августа и Цицерона».
Верхняя ванна

Здесь же, в Екатерининском парке, на третьем уступе Старого сада, у пруда — здание Верхней ванны, или «мыльни их высочеств» В павильоне нежного светло-желтого цвета несколько помещений: сени, раздевальная, ванна, парильня и восьмигранный зал для отдыха, в котором скопированы росписи из знаменитого древнеримского Золотого дома Нерона. Неподалеку более скромная Нижняя баня для придворных.

Нижняя ванна

Баням на Руси всегда придавали лечебный, оздоровительный смысл. В архивах сохранилась запись о том, что 11 мая 1733 года от медицинской канцелярии получено разрешение «завести в Москве лечебную баню». Хозяина этого заведения обязывали «цену брать без излишества, дабы на него жалоб не происходило». Кроме того, «запрещено держать горячие вина, водки и всякий заповедный напиток».

А вот другая архивная запись об открытии 11 ноября 1763 года в Петербурге на Малой Морской лечебной бани «для потения и лечения флюсов и прочих телесных припадков по докторской рекомендации».

Про Суворова и про Сандуны

Александр Суворов, как сообщают биографы, в детстве был хил и слаб. Но вся его жизнь — свидетельство того, как можно терпеливыми упражнениями укрепить здоровье, закалить себя. Начиная с юных лет, Суворов вставал в 3 часа утра и в течение часа делал гимнастику, в которую входили быстрая ходьба, бег, прыжки. Потом обливался холодной водой, а если стояла зима, — ледяной. Сержант Сергеев, шестнадцать лет безотлучно находившийся при полководце, вспоминает, как Суворов любил париться в бане, считал ее наилучшим способом закалки и укрепления здоровья. «В бане Суворов выдерживал ужасный жар, после чего на него выливали ведер десять холодной воды, и всегда два ведра вдруг».

В роскошных Сандуновских банях пребывала и грибоедовская, и пушкинская Москва. Сегодня Сандуновским баням, куда с большим удовольствием ходят не только москвичи, но и гости столицы, в том числе и зарубежные, уже более 185 лет! Еще до сооружения этих фешенебельных бань поблизости, у реки Неглинки издавна были бани. Бревенчатые, славящиеся отменным паром. Воду для мытья добавляли при помощи «журавля» прямо из реки. Разбушевавшийся в 1737 году московский пожар оставил от этих бань только обгоревшие трубы. И вот на пепле сгоревших бань известные актеры Петровского театра супруги Сандуновы, получив наследство, построили в 1806 году каменные бани. Ныне Сандуны могут одновременно принять 560 любителей пара.

Всемирная слава

Русские бани стали распространяться по всему миру. Так, например, после похода Наполеона в Россию, его разгрома и вступления русских войск в западноевропейские страны наши бани стали строить во Франции, Германии, Швейцарии. Еще в XVIII веке парилки по нашему образцу стали делать в Лондоне и Нью-Йорке.

В чем же превосходство русских бань? Хотя здесь нет роскоши римских бань, но зато русские производят в одной комнате то, что римляне делали, а турки и восточные жители и ныне производят в четырех или пяти. Но самое главное преимущество состоит в том, как поддается пар. В русской бане пар нагнетается при помощи каменки, в которую положены раскаленные камни. Захотел погорячее — плеснул воду в каменку. В римских, турецких банях пар идет оттого, что поливают горячий пол, под которым проходят трубы. Но у этих бань есть недостатки, которых нет у русских бань — они не обновляются свежим воздухом. Новый пар рождает новый воздух… Кроме этого такой пар не смягчает тело так, как это делает пар русской бани — «расширяет орудия вдыхания, боевые и другие жилы, оживляет и восстанавливает оные части в то состояние, в каком оне были прежде».

Во всех методических пособиях по физиотерапии русская баня рассматривается как классический метод теплолечения. Миллионы людей черпают в этом самобытном и чрезвычайно простом средстве бодрость, здоровье, закалку.

В книге «Новый способ лечения» немецкий медик М. Платен писал о том, что в средние века и последующие столетия в Германии свирепствовали болезни из-за несоблюдение простейших гигиенических правил, в то время как в соседней России даже в самой маленькой деревушке имелись парные бани — прекрасное гигиеническое и оздоровительное средство. Далее М Платен обращает внимание на то, что с начала XIX века русская баня стала распространяться во многих европейских странах, особенно в Германии. «Но мы немцы, — признается медик, — пользуясь русской баней, очень редко вспоминаем, что этим шагом вперед в культурном развитии обязаны нашему восточному соседу».

Тренер по теннису профессор С. П. Белиц-Гейман, побывавший в США, рассказывает, что там большой популярностью пользуются русские бани. Именно русскими, а не саунами называют за океаном эти прекрасно оборудованные заведения. Кстати, охотно ходят в русскую баню артисты Голливуда, считая, что нет средства лучше, чтобы снять напряжение и усталость после длительных киносъемок. Пользуются русской баней и американские летчики дальней авиации, чтобы прийти в себя после многокилометровых перелетов.

Да, слава о русской бане, о ее пользе для здоровья давно перешагнула рубежи России. В Москве издавна любят Сандуновские бани. Но бани с таким же названием есть и в… Канаде. Такова уж притягательная сила русских бань, что один из потомков Сандуновых не пожалел средств и усилий, чтобы их построить за океаном.

Об истории гигиены и о дальних родичах русской бани

История гигиены

…Орды Тамерлана (1333-1405) завоевали чуть ли не полмира. На захваченные земли они несли смерть, разрушения и страшные болезни. Завоеватели не имели ни малейшего понятия о гигиене: персы называли их неумытыми сатрапами. Тамерлан пощадил Тавриз за то, что местные лекари готовили для его войска снадобья, благодаря которым «неумытые завоеватели» избавлялись от насекомых, кишевших на их грязных телах и одеждах.

Опустошающие эпидемии охватили Европу. В 1347-1350 годах эпидемия чумы — черная смерть — унесла 25 миллионов жизней. Одну четвертую часть населения континента! Дочь одного из французских королей погибла от вшивости.

Королева Испании Изабелла Кастильская (конец XV в.) признавалась, что за всю жизнь мылась всего два раза — при рождении и в день свадьбы. Сейчас это кажется невероятным, но это исторический факт. Речь идет об эдикте французского короля Людовика XIV, в котором говорилось, что при посещении двора следует не жалеть крепких духов, чтобы их аромат заглушал зловоние от тел и одежд.

Герцог Норфолк отказывался мыться якобы из религиозных убеждений. Его тело покрылось гнойниками. Тогда слуги дождались, когда его светлость напьется мертвецки пьяным, и еле-еле отмыли.

Прошли столетия, прежде чем человечество вновь подружилось с водой и вспомнило о пользе мытья в бане. Когда эпидемии холеры унесли больше жизней, чем многочисленные войны, в европейских странах осознали, что чистое белье и тщательное мытье тела — лучшие предохранительные средства от повальных болезней. Английский парламент даже издал специальный билль о постройке бань, прачечных и об удешевлении стоимости воды.

Финская сауна

Финская сауна

В Финляндии 60 тысяч озер и на 4.8 млн. населения 1 млн. саун. Сауна (в переводе с финского — «баня») — это финская сестра русской бани. Прародительница русской бани и сауны — курная бревенчатая изба, баня «по-черному». И в русской бане, и в сауне издавна получали пар, поливая воду на раскаленные в печи камни. И русские, и финны всегда пользовались вениками, чтобы похлестать себя, а когда по-настоящему разогревались, окунались в холодную воду, «ныряли» в снежный сугроб.

У финнов есть легенда, как родилась сауна. Капли дождя, просочившиеся сквозь протекающую крышу, попали на горячие камни домашнего очага. В доме воцарился ласковый ароматный жар. И тогда люди решили своими руками сделать то, что сумел сделать дождь.

Финны сумели бережно сохранить и приумножить традиции финской сауны. В Финляндии идет энергичное строительство бань. Явное предпочтение небольшим саунам, как правило деревянным, перед большими каменными, так называемыми коммунальными банями. Сауны строили повсюду: на чердаке или в подвале дома, в гостиницах, кемпингах, клубах, университетах и средних школах, на аэродромах и теплоходах.

В Финляндии больше саун, чем легковых автомобилей. Каждый третий финн из четырех регулярно посещает сауну.

Финны даже экспортируют сауны. Их ломасауны, салосауны, пуросауны, эрасауны можно встретить во многих странах мира. Они красивы и комфортны. Не случайно в Финляндии сауну сравнивают с праздничным столом. Здесь все должно радовать глаз. Обычно сауны строятся у живописных озер. Окна домика сделаны с таким расчетом, чтобы под вечер (а финны пользуются сауной в конце дня) лучи заходящего солнца приносили ощущение тишины и спокойствия. «В сауне слезы высохнут, а плохое настроение сгорит», — говорят финны.

В последние годы, стремясь модернизировать сауну, финны ударились в крайность. При помощи электропечей стали интенсивно прогревать атмосферу бани, превратили ее в чрезмерно горячую камеру, температура которой доходит до 120, а то и до 140 градусов. При этом влажность явно недостаточная и вентиляция неважная. Ныне в Финляндии сочетают умеренную температуру (80-100 градусов) с достаточной влажностью (5-15%) и хорошей вентиляцией.

Японское фуро

Традиционный вариант

Японская баня — фуро выглядит так. Это большая деревянная бочка, заполненная горячей водой температуры до 45 градусов. Под бочкой — печка. Внутри бочки — сиденье, чтобы можно было принимать процедуру в полулежачем положении. Все тело, за исключением груди (область сердца), погружено в ванну. На голову обычно надевают шапочку, смоченную в холодной воде. Греются в фуро примерно 4-5 минут. После этого вылезают из бочки, насухо вытираются, закутываются в халат и отдыхают, лежа на кушетке. Потоотделение с распаренного тела продолжается. Тот, кто стремится согнать лишний вес, закутывается в шерстяное одеяло, чтобы еще больше пропотеть.

Современный вариант

Кроме домашних бань фуро, в Японии есть много общественных — сэнто. Раньше это были деревянные бочки больших размеров. Теперь сэнто оборудуются в виде плавательных бассейнов, но не глубоких. Скорее, это огромная ванная, рассчитанная на 5-8 человек. Такие общественные бани оборудуют в просторных, вентилируемых помещениях. В этом японцы видят одно из важных достоинств своей бани: тепло и чистый воздух.

Зародилось фуро по весьма простым причинам. Во-первых, японцы не употребляли мыла, т.к. на его изготовление идут убитые животные, что противоречит религиозным убеждениям буддистов. Вот и стали отмываться в воде погорячее. Во-вторых, климат в Японии сырой. Зимой же непомерная влажность усугубляется промозглым холодом. Дома плохо отапливаются: паровое отопление далеко не везде, да и стоит не малых денег, поэтому даже зимой его включение строго регламентируется. Одеваются японцы в силу традиций довольно легко (раньше буддизм запрещал использовать в одежде шерсть животных, меха). Вот и возникла ежедневная необходимость как следует прогреться.

Сейчас японцы, отбросив предрассудки, уже не обходятся без мыла и носят теплую одежду. Но традиционная японская баня не только не утеряла своего значения, а, наоборот, приобрела новый, более значительный смысл. В исследованиях японских медиков подчеркивается, что фуро и сэнто помогают справиться со стрессами нашего бурного времени, что это ценнейшее лечебное и профилактическое средство, стимулирующее деятельность сердечно-сосудистой системы и почек. Помогает японская баня при болезнях обмена веществ, снимает ревматические боли. По статистике японских гигиенистов, те, кто регулярно пользуются баней, значительно меньше болеют гриппом.

Как убедились наши волейболисты, выезжающие в Японию для проведения турниров, фуро и сэнто прочно вошли в обиход представителей различных видов спорта. Японские спортсмены ценят свою национальную баню как «разгрузочное» средство. Она снимает после тренировок и соревнований нервное напряжение, помогает избавиться от усталости, восстановить силы.

На XI Белой олимпиаде в Саппоро наши спортсмены познакомились еще с одним видом японских бань. Это, так называемые, опилочные бани. Кедровые опилки смешиваются с измельченной древесиной и листвой и еще более 60 лекарственных и ароматических трав. Вся эта смесь кладется на специальное ложе и нагревается примерно на 60 градусов. Человек по шею погружается в ароматную массу, греются, потеют в течение 15 минут, а опилки впитывают пот и передают телу различные полезные вещества. Такая баня эффективно рассасывает жировые отложения, омолаживает кожу и уничтожает вредные бактерии. После бани вибромассаж. Нашим спортсменам понравилась такая баня, и они решили перенять полезный опыт.

Продолжение следует…

Добавить комментарий