Бомбоубежище для призера Олимпиады



Алексей Лёзин: заслуженный мастер спорта по боксу. Весовая категория — свыше 91 кг.

  • 7 раз завоевывал звание чемпиона России;
  • победитель 6 матчевых встреч США-Россия, провел 10 боев, в 10 одержал победы;
  • победитель Игр Доброй воли, 1994 год, Санкт-Петербург;
  • чемпион мира среди военнослужащих, 1994 год, Тунис;
  • чемпион 1 Олимпийских игр среди военнослужащих, 1995 год, Рим;
  • чемпион 2 Олимпийских игр среди военнослужащих, Хорватия, г. Загреб;
  • чемпион Европы 2000 года;
  • чемпион мира 1995 года, Германия, Берлин;
  • чемпион Европы, 1996 год, Дания, г. Велье;
  • чемпион Европы, 1998 год, Белоруссия, г. Минск;
  • бронзовый призер Олимпийских игр, 1996 год, г. Атланта;
  • победитель международных турниров в Швеции, Болгарии, Турции, Англии, Тунисе, Финляндии, Иркутске, Нижневартовске;
  • награжден медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» 2 степени.

Юрий Андреевич Сабанов: 49 лет, мастер спорта СССР по боксу, заслуженный тренер России, старший тренер ДЮСШ «Рингстар». Его воспитанники — чемпионы России и бывшего Союза по боксу, и в том числе и знаменитый Алексей Лёзин.

Какова же Австралия на самом деле? Представляем вам рассказ заслуженного тренера России Юрия Андреевича Сабанова, наставника бронзового призера Олимпиады в Атланте Алексея Лёзина, об их поездке на Олимпийские игры-2000…

Австралия — страна неправильного солнца

— Представьте себе, — рассказывает Юрий Алексеевич, — открылась дверца самолета, и на нас, олимпийцев, вылетевших из сырой российской осени, буквально обрушился австралийский месяц март. Черт знает что! Вот уж, действительно, австралийцы — наши антиподы, живут на другой стороне земли. У них и весна, когда у нас осень!

И, кстати сказать, австралийская весна лично меня не очень впечатлила: наша лучше, она контрастнее, что ли… У нас распускается все враз, а там посмотришь по сторонам: одно дерево еще голое стоит, другое — распускается, а третье уже плодоносит… И перепады температуры тоже не наши, не российские: днем жарища градусов под тридцать, дышать нечем, а ночью — шесть градусов тепла, в самый раз натягивать осеннюю куртку.

Теперь о солнце: к его, прямо скажем, неадекватному поведению мы привыкали очень долго… Знаете, чем оно от нашего отличается? Оно в Австралии движется не в ту сторону — против часовой стрелки! Я себя вот на чем поймал: выхожу утром на стадион, начинаю делать зарядку и вдруг замечаю: прыжковые упражнения получаются не в ту сторону. Как будто меня сносит центробежная сила! Правильно, другое полушарие все-таки…

Жили-были, пили-спали…

— Поселили спортсменов в Олимпийской деревне в прекрасные коттеджи по 6 человек. Коттеджи все, словно с иголочки: ковры, кафель, все блестит. Спортивные залы тоже выше всяких похвал…

Ностальгия начинала пробивать только при посещении столовой. Вот вроде бы все там есть: китайская, азиатская и прочие кухни. Можно день оттуда не вылезать! Ан нет… Денька через два уже страшно хочется нашей родной российской пищи. Начинаешь замечать, что все продукты в Австралии какие-то не такие… Особенно мясо. Какое-то оно мороженое, что ли. Словно не настоящее… Так что под конец я даже в столовую почти не ходил, ел лишь батон да запивал его сладкой водой.

И самое обидное, что на таможне у нас, конфисковали практически всю домашнюю еду, которую мы везли с собой: икру, взятые в дорогу апельсины, мандарины. Даже три яблока и те отобрали… Вот так, с мелочей, ностальгия, наверное, и начинается…

Австралийские русские

Ностальгировали по России не мы одни. Еще в аэропорту, едва услышав, что мы русские, нам чуть ли не на шею бросились какие-то граждане. Оказалось, что это — ребята из русской общины, давным-давно существующей в Австралии: потомки русских эмигрантов во втором и третьем поколении.

На радостях они нас тут же пригласили в гости. Мы, естественно, пошли… И знаете, что я вам скажу. Наверное, эти русские австралийцы больше русские, чем мы… И русские песни поют, и танцуют, и просто соблюдают традиции, доставшиеся им от предков. Мы же… Впрочем, о нас вы сами знаете.

Живут русские австралийцы очень хорошо: всюду порядок и чистота, дети ухоженные, молодежь здоровая и воспитанная. Средняя семья имеет по три (крутых!) машины. Годовой заработок одного человека, 60 тысяч австралийских долларов (это примерно 30 тысяч американских), для них — мало…

Самое забавное, что многие из них мечтают… поехать в Россию — увидеть свою настоящую родину.

Осторожно, акулы!

— Сидней — сам по себе очень красивый город. Он, между прочим, совсем не город небоскребов. Большую его часть, за исключением центра, занимают чистенькие одноэтажные коттеджи. Кенгуру по улицам не скачут. Это миф наподобие того, что по русским городам бродят медведи. Посмотреть на кенгуру у нас была только одна возможность — сходить в сиднейский зоопарк.

Больше всего в Сиднее меня впечатлил океан. Какой русский не захочет искупаться в незнакомом месте? Так вот… Зашел, несмотря на еще холодную воду, искупался, потом смотрю — вдоль пляжа щиты с надписями: «Осторожно, акулы!». И вдруг мне после этого стало так не по себе, что завязал я с морскими купаниями — почему-то вспомнился фильм «Челюсти», где эти самые акулы людей десятками едят.

НТВ в Австралии

— Знаете, как любят писать журналисты? «В Сиднее царила атмосфера праздника»… Сказать так — значит ничего не сказать. Вокруг было просто огромное количество болельщиков, спортсменов и туристов со всех стран мира. Все ходили по улицам, общались, знакомились друг с другом.

Правда, по части отстаивания своего «национального достоинства» австралийцы несколько переборщили. По всем каналам телевидения показывали передачи только о своих спортсменах. А что там с нашими (кстати, живущими по соседству!) мы узнавали только во время получасового выпуска НТВ. Оно ловится и в Австралии.

Бокс и другие

— Вы знаете, для меня и Алексея Лёзина эти Олимпийские игры сложились неудачно. И самое обидное то, что Алексей уже боксировал с тем англичанином, в бою с которым, так сказать, «проиграл». В октябре 1999 года Алексей легко выиграл у него со счетом 6:1. В этот же раз произошло следующее. Алексею в самом начале боя судья засчитал предупреждение: это все равно, что попытаться подавить морально спортсмена. И вот в четвертом раунде, когда счет был 5:8 в пользу Лёзина, Алексей пропустил один удар в голову, и судья, засчитав ему нокдаун, почему-то решает прекратить бой, хотя Алексей был готов его продолжать. И вот при счете 6:8 в нашу пользу победителем объявляется англичанин. Это очень странно, потому что на крупных соревнованиях бой останавливается только после третьего нокдауна в раунде. А здесь был только первый. Не знаю, может, это просто предвзятое мнение сложилось у судьи о нашей команде или что-то другое. Но только самого судью за этот бой дисквалифицировали. А Алексей так и остался без победы…

Если же анализировать ситуацию и сопоставить последующую дисквалификацию судьи с теми громадными суммами ставок, которые делались на боксерские бои (неофициально, конечно), то напрашивается вывод о нечистой игре.

Если к тому же вспомнить, как нашей гимнастке Хоркиной поставили «случайно» коня не на ту высоту. Вывод делайте сами…

Свой среди чужих, чужой среди своих

— Если уж говорить начистоту, то и российские депутаты помогли нам так, что удивительно, как наша команда вообще заняла второе место по медалям. Эти чиновники неизвестно зачем приехали туда. Их главным занятием было просто походить, посмотреть на достопримечательности на халяву и «потусоваться». И добро бы только так, а то ведь из-за их «тусовок» больше 80 наших тренеров были лишены аккредитации! «Туристы» забрали себе тренерские пропуска! Никто не ожидал такого…

В результате, тренер, который потратил многие годы на подготовку спортсмена к играм, не мог поддержать и поработать с ним в самый ответственный момент: его просто никуда не пускали — ни на бой, ни в Олимпийскую деревню, где поселили спортсменов. А ведь для тренеров и спортсменов Олимпийские игры — это не развлечение, а работа. Наши государственные мужи, как могли, мешали им ее выполнять.

Кстати, хочу добавить: сейчас различная «желтая» пресса (и у нас в городе) распространяет слухи о том, что на содержание спортсменов в Сиднее и на предоставление им различных развлечений ушло где-то 600 миллионов рублей. Слушать такую ложь противно и неприятно. И все это ради того, чтобы продать побольше номеров газет…

Домой, в бомбоубежище…

Ну а теперь позвольте вклиниться в рассказ Юрия Андреевича и завершить его на несколько минорной ноте.

Дома, в Ульяновске, наших спортсменов, которые привозили медали из Америки, Европы, не говоря уж о России, снова ждал любимый спортзал, расположенный в… бомбоубежище одного из многоэтажных домов Нового города…

Выглядит спортзал наших «олимпийских надежд» так: непросыхающие водные подтеки на стенах и потолке, отсутствие вентиляции. Плюс ко всему вода, стекающая с потолка, периодически устраивает маленькие фейерверки в виде короткого замыкания. А все спортивное оборудование уже на последней грани…


В таких условиях выращивают чемпионов России по боксу и будущих олимпийских победителей

Когда-то давным-давно бомбоубежище принадлежало Управлению гражданской обороны. Кому оно принадлежит теперь — неизвестно… За последние двадцать лет здесь не проводилось хоть какого-нибудь ремонта. Если бы не спортсмены, которые не дают помещению совсем прийти в негодность: то дырку закроют, то штукатурку на место приляпают, — здание давно бы развалилось…

Простите за пафос, но, попав в «убежищную школу бокса», поневоле начинаешь думать: и вот здесь, в этих условиях выращивают чемпионов России по боксу и будущих олимпийских победителей?!! И это сюда приходят 10-11 летние дети, чтобы в дальнейшем стать спортивной гордостью страны?!!

Чтобы заниматься спортом в подобных условиях, действительно нужно обладать незаурядным здоровьем и выносливостью! Может быть, именно поэтому, невзирая ни на что, и выиграли наши спортсмены на Сиднейской Олимпиаде почти столько же медалей, сколько и сытые благоустроенные американцы.

После таких спортзалов олимпийские игры кажутся просто приятным путешествием!

P.S. Странный факт: когда наши спортсмены выигрывают, о них пишут все. Когда у них случаются неудачи, о них почему-то забывают… Мы — единственное местное СМИ, говорившее с Алексеем Лёзиным после Олимпиады.

Может быть, в этой «забывчивости» суть нашего отношения к спорту?

© Александра Черемных. Бомбоубежище для призера Олимпиады//Молодежная газета. — 20 октября 2000 г. — №42 (147)

Добавить комментарий